ДО НАШЕГО
20-ЛЕТИЯ
202 дня 6:30:45
Последние новости:

Нейроортопедия в клинике
Нейроортопедия для взрослых и детей: лечение ...

Прививка от гриппа Инфлювак (Нидерланды)
Уважаемые посетители! Клиника предлагает защитить ...

Поступили вакцины Менактра, Приорикс, Вианвак, Клещевой энцефалит - иммуноглобулин
Уважаемые посетители! В клинику поступили ...

Телефон:
# 8(4932) 300-888
Обратный звонок

и Вам перезвонят из регистратуры в течение 1 часа
(в часы работы Клиники)

Заказать звонок
График работы:
  • ПН - ПТ

    800 - 2000

  • СБ - ВС

    900 - 1600

ВНИМАНИЕ! Прием осуществляется по предварительной записи.

 
Забор анализов
по графику:
  • ПН - ПТ

    800 - 1130

  • СБ

    900 - 1130

Схема проезда
Иваново,
ул. Парижской Коммуны, 16
(вход со стороны ул. Мархлевского)
8 (4932) 300-888

О клиникеСМИ о нас → Дети индиго

Дети индиго

Существует ли в реальности «другая формация» детей?

Одно поколение всегда отличалось от другого. Вспомните хотя бы роман Тургенева «Отцы и дети». Но в последние десятилетия дети стали меняться с самого раннего возраста. Малыши часто рождаются с осмысленным выражением глаз, чуть не с пеленок начинают улыбаться, раньше переворачиваются, встают на ножки. По мере их взросления появляются проблемы. Воспитатели в детском саду, учителя в школе, родители жалуются на неуправляемость, гиперактивность: «Как с цепи сорвались». В то же время нынешние детсадовцы знают то, чему раньше только начинали учить в школе. С начала 80-х годов прошлого века появился даже новый термин - дети-индиго. Есть ли они у нас? Наши эксперты - врачи семейной клиники «Медис» невролог Ирина Федорова, психолог Галина Шувалова, дефектолог- логопед Анна Капранова.

 

Они среди нас?

«Дети индиго» - по мнению ученых, вовсе не научное понятие, а просто красивый термин. Он был придуман американкой Нэнси Тэпп, которая называет себя цветотерапевтом и экстрасенсом. Якобы эта женщина видит ауру людей: у сангвиников аура голубая, у флегматиков - белая, у холериков - желтая. Она утверждает, что в конце XX века стали рождаться дети с необычной аурой - фиолетового цвета, или индиго. Эту теорию подхватили во многих странах. Стали утверждать, что дети индиго исключительно одаренные, обладают необыкновенными способностями, в том числе и экстрасенсорными.

О таких детях рассказывал, в частности, еженедельник «Аргументы недели». В статье приводились российские примеры. Малыш из Казани в 1 год и 10 месяцев в тихий час распевал в детском саду песенки Владимира Шаинского. Еще один мальчик с трех лет предсказывает будущее. К телу других прилипают металлические предметы и т. д.

Однако наши собеседники относятся к этому скептически. Психолог Галина Шувалова не скрывает недоумения: «Предлагаете мне пациентов по цвету ауры диагностировать?». Она считает, что дети, которые особенностями поведения вызывают многочисленные жалобы педагогов, нуждаются в помощи специалистов, а не в умилении окружающих. А термин «дети индиго» на самом деле может скрывать серьезные проблемы. Другие специалисты подтверждают это мнение.

Ирина Федорова занимается детской неврологией почти четверть века. По ее данным, сегодня у нее на неврологическом приеме до 40% необычных детей дошкольного и раннего школьного возраста, и год от года они встречается все чаще.

У дефектолога А. Капрановой было два таких пациента. Мальчик, которому в четыре года надо было «поставить звуки», вдруг прямо в ходе приема нарисовал … солнечную систему. Другой в семь лет был поклонником «Битлз». Знал чуть не весь репертуар квартета, пел их песни и вообще мог разговаривать о своих кумирах часами. А в последний раз заявил, что слушает классика электронной музыки Жан-Мишель Жарра.

Но таких одаренных детей мало, в большинстве случаев, считают наши консультанты, надо говорить скорее об особенностях развития.

 

Это - диагноз?

В России понятие «дети индиго» в научных кругах не употребляется, вместо него используются другие термины - «минимальная мозговая дисфункция» или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

И. Федорова убедилась: в ходе приема, можно поставить диагноз даже по поведению. Гиперактивные дети сидят на стуле не больше минуты, а потом начинают ходить по кабинету, задавать вопросы, причем познавательного характера. Есть и объективные критерии: управляемость (доктор спрашивает родителей, с какого раза ребенок выполняет то или иное поручение, собирает игрушки или одевается), внимание (как быстро ребенок переводит взгляд с молоточка - в нормальном состоянии дети смотрят на него до тех пор, пока молоточек не переводится в другую сторону, а ребенок с дефицитом внимания долго концентрироваться не могут и сразу переключаются на что-то другое).

По мнению А. Капрановой, гиперактивностью сегодня страдает каждый второй ребенок. Она думает, что это происходит «благодаря» огромному информационному потоку, который обрушивается на всех, в том числе и детей: «Нужно быстро все улавливать, во всем разбираться, иначе ты будешь выброшен из потока. Поэтому дети сейчас просто другой формации. Наверное, это уже норма, и мне приходится каждые пять лет менять свои коррекционные программы - использовать другие образы, картинный материал, словарь. По моим наблюдениям, установился такой цикл - за пять лет дети становятся совсем другими».

Эти дети отличаются от сверстников определенным складом темперамента и своеобразным логическим мышлением. У них повышенная познавательная способность. Возможно, предполагает И. Федорова, дело в том, что у таких детей одинаково симметрично развиты как левое полушарие, так и правое.

Многие из детей-индиго удивляют желанием заниматься чем-то нетрадиционным. Так, один из пациентов И. Федоровой с шести лет делает куклы. Другой в семилетнем возрасте

начал изучать китайский язык, причем мотивировал это так: «Китайцы очень большая нация, а все мы почему-то изучаем английский».

Что же касается экстрасенсорных способностей, с ними наши собеседники не сталкивались. Хотя на прием детей приводят родители, а они бы уж точно заметили что-то необычное и не преминули рассказать доктору.

 

До и после лечения

Обычно родители обращаются к докторам с жалобами именно на плохую управляемость ребенка, гипермоторность, неусидчивость. А вот со школьной программой в основном эти дети справляются хорошо, у них повышенная тяга к знаниям, они в лидерах по успеваемости.

«Норма» для неврологического здоровья ребенка - весьма условное понятие. Если речь идет только об излишней двигательной активности, ничего страшного. Значит, просто растет лидер, и, возможно, он впоследствии многого добьется.

Однако, несмотря на то, что такие дети быстро все схватывают, у них есть дефицит внимания. А повышенная двигательная активность не дает им долго сидеть на месте, они быстро отвлекаются. И если поведение ребенка нарушает социальную адаптацию (например, учителя жалуются, что он мешает другим ученикам), если школьник не может сосредоточиться на уроке, тогда нужна коррекция.

Пугаться медикаментозного лечения не надо. По словам И. Федоровой, назначаются специально разработанные для детей препараты, которые большей частью основаны на микроэлементах кальции и магнии, поэтому их вредность минимальна, а эффект хороший. Обычно положительные результаты видны уже в течение года. Да и сами родители отмечают, что дети стали более спокойными и управляемыми.

Этого мальчика мама привела на прием к неврологу за два года до школы. Воспитатели в детском саду жаловались на то, что за ним невозможно уследить, и если так пойдет дальше, в школе будет очень трудно. Федорова начала с ним заниматься, и в результате учиться он пошел с удовольствием, полюбил русский язык и чтение. А в свой последний приход, уже во втором классе, удивил врача тем, что написал целую балладу и прочитал ее наизусть.

Если же не корректировать, эти дети могут стать асоциальными. Дефицит внимания в дальнейшем ведет к нарушению познавательных процессов, проблемам в обучении, проблемам педагогического характера. И тогда дети начинают «уходить на улицу», прибиваются к плохой компании, приобретают вредные привычки.

Однако и «ломать» нельзя, да дети индиго этого и не позволят. Они просто «закроются», и ничего добиться от них будет невозможно.

В детском саду воспитатели относятся к детям более индивидуально, а в массовой школе такого подхода обычно нет, и у гиперактивных детей возникают определенные сложности. Системе удобнее, чтобы все сидели спокойно за партами. А если дети бегают, значит, по идее, учителям надо включаться в этот процесс. Но разве это можно представить? И тут учителя опускают руки и говорят родителям: «Мы не знаем, что делать с вашим ребенком». Тогда врачу приходится писать в рекомендациях: «требуется индивидуальный подход педагога». При этом, считает А. Капранова, нужно учитывать, что такой ребенок очень рано начинает понимать, что он - личность. Поэтому с ним нужно считаться, общаться на равных, сотрудничать, не допуская привычной для взрослых авторитарности. Надо учитывать, что ребенок-индиго не признает авторитетов, что ему надо до всего дойти самостоятельно. Значит, заставлять усваивать материал зубрежкой совершенно бессмысленно.

 

***

Как считают психологи, основа здорового воспитания - когда для родителей их ребенок самый уникальный, неповторимый, лучший, любимый. А в тех случаях, когда он становится средством удовлетворения родительских амбиций, которые возлагают на него много своих ожиданий, добиваются того, чтобы он стал самым умным, самым талантливым, для ребенка этот груз зачастую становится непосильным. Возможно, неслучайно среди подростков немало суицидов. Об этом стоит задуматься.

И все-таки от реальности никуда не уйти. Растут другие поколения. Нам, взрослым, надо попытаться их понять и им помочь. Ведь, как ни банально звучит, в их руках будущее.