НаправленияНеврология → Ребенок мало говорит? Ребенок говорит плохо понимаемо?

Ребенок мало говорит? Ребенок говорит плохо понимаемо?

Достаточно часто в последнее время поводом обращения родителей с детьми к неврологу становятся вопросы речевого развития.

Так что же считается задержкой речевого развития у детей?

Отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет - это и есть задержка речевого развития. Дети с этой проблемой овладевают навыками речи позже, но в той же последовательности и по тем же этапам. Группа специалистов (логопеды, дефектологи, неврологи, психиатры) бьют тревогу по поводу задержек речевого развития, так как от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование его личности в обществе. От развития речи зависят во многом развитие когнитивных функций, таких как память, внимание, мышление.

Так какие основные причины нарушения речевого развития у детей?

Одним из ведущих по мнению неврологов и психиатров является перинатальное поражение ЦНС (энцефалопатия) у детей раннего возраста. Фактор гипоксии, в утробные инфекции, родовые травмы ведут к нарушению питания клеток головного мозга, нарушению созревания речевого центра. Необходимо проходить регулярные осмотры (и по необходимости лечение) у невролога детям до года, так как от этих мероприятий во многом зависит дальнейшее правильное формирование нервной системы у ребенка, и, в частности, работа речевого центра. Речь формируется только при согласованной работе обеих полушарий мозга. Для полноценного развития речи важно гармоничное формирование как правого полушария, которое отвечает за эмоциональную сферу, так и левого, отвечающего за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями у мальчиков затруднен, из-за чего мальчикам сложнее высказать свою мысль в форме грамматически-грамотного предложения. В связи с этими особенностями формирования полушарий мозга процент мальчиков с проблемами развития речи выше.

Еще одной достаточно серьезной проблемой, способствующей нарушению формирования речи являются поражения слуха у детей. Достаточно часто на приеме у невролога выясняется, что родители замечают, что ребенок не всегда реагирует на их просьбы и замечания, но обследовать его у специалистов не возникает желания, объясняя это особенностями характера ребенка. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы с воспроизведением слов, то есть и с речью.

Немаловажным фактором в процессе формирования речи у ребенка до 4 лет является востребованность его речи. Поэтому очень важно, чтобы ребенок постоянно находился в контакте со сверстниками и родителями.

Одной из причин является генетически замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь. На приеме невролог и логопед выясняют были ли особенности развития речи у родителей ребенка. Если же они имелись, вопрос о лечении решается с учетом выраженности задержки речи и особенностей неврологического статуса пациента.

Помощь каких специалистов и когда может потребоваться ребенку с задержкой речи?

Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к неврологу. Могут потребоваться специализированные обследования нервной системы: ЭЭГ, ЭХО-ЭС, УЗДГ. Для исключения патологии слуха обязательным является обследование у сурдолога.  С сознательного возраста ребенка (4-5 лет) логопеды учат ребенка правильно говорить.

 С какого возраста начинается работа по преодолению задержек речи?

Чем раньше,тем лучше. Этот вопрос решает чаще всего невролог с учетом особенностей развития ребенка и выраженности речевых нарушений

Помните, что чем раньше будет выяснены причины задержки формирования речи у ребенка и будет назначено в комплексе правильное регулярное неврологическое лечение и занятия с логопедом, тем раньше произойдет наверстывание темпов речи у ребенка.